Дизайн-проект гостиной: задаем тон и концепцию интерьера. Часть пятая. Стилистическое наследие эпохи модернизма
«Часть первая. Определяем границы гостиной»
«Часть вторая. Для чего вам гостиная?»
«Часть третья. Регулируем людские потоки и создаем оазисы»
«Часть четвертая. Зачем искать идеальный стиль?»
Итак, для любой гостиной дизайнеры советуют подобрать солирующий интерьерный стиль, который упрощает подбор предметов, выстраивает эстетику и делает пространство удобным.
Мы подробно поговорили о классическом стиле — базовом в дизайне интерьера, однако далеко не единственном и не всегда подходящем для современных пространств. Группа популярных стилей оформилась в эпоху модернизма, который доминировал в течение XX века. Эти стили не утратили актуальности и охотно используются сегодня дизайнерами разных стран. Давайте остановимся на самых востребованных.
Начало модернизма: от дворцов к практичности и современному функционализму
Отказ от тяжелой мебели, только стильные легкие элементы, стекло и металл — таким было прочтение потребностей конца XIX века, когда появились первые волны модернизма в ответ на индустриализацию и избыточность историзма. В противовес классике появился яркий модерн (или иначе ар-нуво), и здесь господствовала асимметрия.
Дизайн гостиной в стиле модерн — это округлые плавные линии мебели, декора и даже дверей. Изогнутые ножки тонких стульев напоминают изящные лианы или стилизованные водоросли.
Здесь все отсылает к мотивам природы: витражные лампы со стеклянными абажурами, канделябры, напоминающие ветви деревьев, ковры и утонченные обивочные ткани с виноградными лозами или стилизованными животными. Цветочные узоры плавно перетекают по поверхностям диванов или кресел и становятся продолжением архитектурного изящества интерьера.
В максимально светлых и воздушных пространствах (в модерне господствуют открытые планировки) много стекла, зеркал и света, особенно эффектных витражей в дверях, оконных проемах или декоративных перегородках — модерн подчеркивает красоту и уникальность каждого предмета.
Фасады мебели могут быть отделаны вишней, орехом или дубом, элементами из керамики, металлическими вставками с растительным узором. Пастельные тона, кремовые и золотистые оттенки в общей палитре соседствуют с металлическими каркасами мебели, бронзовыми или железными лампами, стеклянными или керамическими вазами.
Используется в модерне активно и лепной декор. В противовес строгой классике и пышному барокко, лепнина здесь будто «вырастает» из стены или потолка и выглядит более легкой и сдержанной. Это, к примеру, не перегруженный сложными орнаментами карниз или наличник, а изысканный фриз или тонкая рама для зеркала: цветы, ветви, волны, завитки — все линии узоров плавные, воздушные и асимметричные, напоминающие о гармонии дивного утра на лоне природы.


Завершают картину гостиной в стиле модерн натуральный текстиль: бархат, лен, шелк, вышивки, добавляют шарма изящные картины с прекрасными блоковскими незнакомками или утонченными орхидеями.
Модерн — это всегда эстетика свободы и легкости, поэтому он поможет создать стильное современное пространство для тех, кто любит не только функционал, но интерьер с природной изюминкой, а также не боится экспериментов с формами. Сегодня приверженцы неомодерна всё больше используют новые технологичные материалы, которые делают стиль более легким, отходят от излишней декоративности и заменяют элементы, изготовленные вручную, их достойными аналогами.
Мы неслучайно так подробно остановились именно на модерне: многие популярные сегодня течения продолжают и развивают его идеи, но с адаптацией к новым технологиям и человеческим пристрастиям. Условно тенденции, оформившиеся в XX веке, можно разделить на несколько линий.
Линия первая: гламур и роскошь
В некотором смысле как реакция на модерн в 1920-е годы возникает ар-деко, переживающий сегодня настоящий ренессанс.
Легкость и текучесть модерна были отставлены — появилась геометрическая строгость линий (зигзаги, спирали, треугольники) и симметрия классики, но уже на новом витке и с новыми материалами: лакированное дерево и глянцевые поверхности, кожаные и замшевые обивки мебели, драгоценные камни и металлы, стекло и инновационный пластик
В гостиной в стиле ар-деко появится много хромированных светильников, зеркал, где отражаются бесконечные источники света и блики металлов. Невероятная атмосфера праздника и эстетического наслаждения достигается и за счет палитры: много черного и золотого, глянца и серебра, смелых синих, фиолетовых, ярко-красных оттенков.

Среди аксессуаров найдется место и этническим мотивам: стилизованные египетские вазы, китайский шелк для портьер, африканские статуэтки. Среди предметов в гостиной «а-ля ар-деко» могут оказаться самые разные предметы, но они должны быть красивыми и нередко изготовленными вручную.
В мебели и лепном декоре главенствуют четкая геометрия, причем именно вертикальность линий преобладает — это является отличительной чертой стиля, придает интерьеру гостиной нужную строгость и цельность.
Линия вторая: простота и функциональность
Еще одно направление развития идей модерна — путь упрощения и всё более утверждающей себя практичности. Сначала модернизм полностью отказывается от лишних украшений, оставляя лишь самое необходимое, а затем оттачивается минимализм, подчеркивающий строгость и утонченность через простоту
Он фокусируется на том, чтобы оставить только самые необходимые и функциональные элементы, при этом почти полностью отказываясь от округлостей. Даже палитра здесь нейтральная с редкими цветными акцентами.
Но это не просто голые стены и два кресла с диваном. Пространство гостиной должно оставаться «воздушным», спокойным и сосредоточенным. Предметы должны выполнять свою задачу, но не отвлекать внимания. Такая гостиная может быть с большим светлым диваном, небольшим журнальным столиком с полированной поверхностью, с белыми стенами и практически без декора.



В конце второго тысячелетия в схожей эстетике развивается контемпорари, или современный стиль. Он становится более гибким и динамичным, использует элементы модерна и других стилей, стремится к функциональности, плавными формами интегрируясь с природой. Здесь уже может быть широкий спектр оттенков вплоть до насыщенных, а также разнообразные текстуры и фактуры материалов. Его девиз — яркие акценты на нейтральном фоне.
Умело использует контемпорари и лепной декор. Тонкие линии молдингов структурируют пространство и добавляют совершенства гостиной. В такой комнате возможны интересные арт-объекты в рамках из архитектурного декора, светильники необычной формы, уютные ковры и подушки. Контемпорари-гостиная позволяет больше играть с формами и отражает дух времени, при этом оставаясь функциональным пространством.

Линия третья: индустриализация как песня
Тем, кто остается в восторге от промышленной революции, могут быть близки стили, подчеркивающие в интерьере дары цивилизации. В противовес декоративности модерна возникает баухаус с его акцентом на «голую» форму и структуру. Пожалуй, в чистом виде этот стиль редко встречается в современной гостиной, но кресла с металлическими или деревянными каркасами, бетонные поверхности, геометричные светильники, абстрактные картины — эти элементы остаются верными спутниками стиля, умело совмещающего искусство и технологии.
Гораздо более ярким и популярным оказался стиль лофт, возникший в 1960-е годы.
Если ваша гостиная просторная, имеет высокие потолки и большую площадь, то вы сможете создать очень эффектное лофт-пространство. Открытые балки и вентиляционные трубы, необработанные кирпичные и бетонные стены, деревянные полы, металлические стеллажи и лестницы — это всё не отдельные элементы, а часть общей концепции.
Минимум простой мебели, которая иногда выглядит случайно поставленной, но остается функциональной; грубые текстуры штукатурки; нейтральная или темная палитра; большие лампы, подвешенные на длинных проводах, громоздкие светильники. Декору тоже отводится место: обычно это зеркала в металлических или деревянных рамах, возможны пледы и подушки с интересными принтами, яркие картины или фотографии на стенах. Добавляет уют гостиной большой кожаный темный диван и металлический журнальный столик с деревянной столешницей.
Лофт-гостиная подчеркивает городскую элегантность, где индустриальные предметы не скрываются, а выделяются, создавая уникальную атмосферу.


И, пожалуй, самым «технологичным» стилем стал возникший в 1970-е годы хай-тек, узнаваемый всегда без лишних оговорок. Здесь господствует эстетика футуристичности и холодная сдержанная палитра: металлические, глянцевые и зеркальные поверхности, стекло, нержавеющая сталь, пластик и бетон.
В этот стиль легко впишутся все интегрированные технологии, без которых сложно представить современную гостиную: автоматические системы освещения, домашние кинотеатры, кондиционеры, «умные дома».
Вряд ли гостиная в стиле хай-тек будет уютной для многих, однако некоторые элементы стиля можно использоваться для создания атмосферности. Как и в большинстве индустриальных стилей, здесь минимум декора, четкие линии и прямые углы, холодная цветовая гамма, просторная и функциональная мебель. Часто используются глянцевые и зеркальные поверхности, полированные столешницы, которые отражают свет и создают завораживающие визуальные эффекты.
Еще один характерный прием — использование встраиваемых светильников, светодиодных лент, точечных лам и спотов. Сегодня такой тип освещения очень популярен и уже не ассоциируется с каким-то определенным стилем, но в хай-теке он доминирует.
В целом гостиная в стиле хай-тек явно ассоциируется с технологичным будущим, здесь доминируют инновационные материалы, четкие упрощенные формы и каждый элемент продуман до мелочей.
По-своему развивают эстетику индустриализации стили индастриал и стимпанк, футуризм и брутализм, однако в современных гостиных эти стили редко оказываются на первом месте.
Итак, если вы приверженец простоты, функциональности и технологизма, то вы можете отдать предпочтение одному из рассмотренных стилей. Однако эпоха последних десятилетий ввела в повседневный обиход еще несколько десятков разноплановых решений, среди которых найдется немало экзотического, экологического и ретроромантического. Об этом — в следующий раз.
Надежда Паршукова, ценитель функциональных интерьеров
последние статьи



